В Прикамье изучают затонувший пароход «Вера Фигнер», созданный в начале XX века

В середине декабря команда Центра подводных исследований приняла участие в обследовании парохода в Пермском крае. Осенью на дне реки Сылвы дайверы обнаружили здесь затонувший более 50 лет назад пароход «Вера Фигнер» — один из последних колесных пароходов начала XX века. Его называют также «колёсником».

Из истории появления

Судно было построено в 1904 году в Муроме на заводе Валенкова и первоначально называлось «Екатерина». После банкротства первого хозяина его приобрело элитное пароходство известной нижегородской судовладелицы М.К. Кашиной. Внутреннее пространство было перестроено под пассажирские каюты, а сам «колёсник» обрел новое имя — «Харитина», по имени дочери Кашиной. В 1915 году, во время Первой мировой войны, салон судна переоборудовали для перевозки солдат, скота и военных грузов. В 1921 году внутреннее пространство парохода было изменено в четвертый раз: все каюты разрушили окончательно, чтобы увеличить вместительность. В 1928 году пароход стал носить имя революционерки Веры Фигнер.

Военные годы

В годы Великой Отечественной судно перевозило грузы и раненых. Особенно важную роль оно сыграло во время навигации 1941–1942 года, когда участвовало в эвакуации на Урал детей, в том числе — из осажденного Ленинграда. Так, учеников ленинградской школы №300 в августе 1941 года отправляли с Московского вокзала в Пермский край, но поезд доехал лишь до Ярославской области: немцы, подходя к Москве, разбомбили станцию Станилово. Оставался единственный путь спасения — по воде. Пароход «Вера Фигнер» ходил тогда по Волге и Каме, и в этот раз должен был перевезти на Урал детей из интерната и детского сада. Ленинградских школьников, оставшихся без теплой одежды и запасов еды, забрали фактически случайно, прямо перед отплытием. Одна из спасенных тогда учениц, Людмила Александровна Трубникова, до сих пор живет в Пермском крае.

После войны судно занималось грузопассажирскими перевозками на небольшие расстояния. Пароход был списан в 1960 году и затонул в 1966 году во время зимней стоянки.

Приступили к обследованию

Пермские дайверы решили обследовать найденное судно и пригласили специалистов ЦПИ поучаствовать в экспедиции. Вместе они посетили ледовый лагерь на Сылве и совершили несколько погружений для изучения состояния парохода. Уже известно, что этой зимой пермяки начнут расчищать пароход от ила, скопившегося более чем за полвека. Дальнейшие перспективы изучения судна обсуждались на круглом столе. Пермские дайверы планируют продолжить работы силами местных специалистов, однако возможно придется привлечь коллег из других регионов.

В Центре подводных исследований отметили, что Прикамье — новая и интересная для них территория. Особенности климата позволяют проводить здесь зимние экспедиции и подледные работы. Кроме того, согласно архивным данным, тут могут быть найдены не только суда различных эпох, но и затопленные исторические поселения.

Добавить в мои источники

Поделиться с друзьями

Let’s block ads! (Why?)